Анализ макросреды организации.

К основным факторам макросреды организации обычно относят политико-правовые, экономические, социальные, демографические (иногда демографические объединяют с социальными), технико-технологические, природно-экологические, культурные факторы. Один из наиболее известных методов анализа факторов макросреды ПЭСТ-анализ включает анализ четырех основных, наиболее важных для большинства организаций, групп факторов, к которым в данном случае относятся политико-правовые, экономические, социальные (или социально-культурные) и технико-технологические факторы.

Иногда, учитывая особенности отрасли или конкретного предприятия, к этому перечню добавляются и другие факторы. Так, например, к числу анализируемых факторов могут добавляться (дополнительно или за счет более дробного деления факторов макросреды) природный, правовой, демографический, географический, экологический, этнический и другие факторы. Соответственно в названии метода изменяется аббревиатура, но не меняется смысл и конкретные методики анализа.

1. Политико-правовые факторы, к которым относятся:политические отношения и вытекающие из них нормы, требования и ограничения для организаций и отдельных граждан, законодательство, включая налоговое, таможенное и т.д., государственное регулирование или иное влияние, оказываемое на отрасль. Очевидно, что предприятия туриндустрии испытывают очень большое и непосредственное влияние всех этих факторов. Любые негативные изменения в политических отношениях болезненно сказываются не только на деятельности турфирм, но и на гостиничных, транспортных предприятиях, сфере общественного питания. В то же время, например, упрощение визового режима или возможность безвизового въезда может существенно сказаться на привлекательности стран и повлиять на распределение туристских потоков.

2. Экономические факторы, к наиболее существенным из которых для предприятий туриндустрии можно отнести такие как: общая характеристика экономической ситуации (в стране, в регионе, в отрасли) – кризис, подъем, стабилизация и т.д.; валютный курс; уровень и дифференциация доходов в России и других странах; уровень налогов и сборов; национальной валюты и ставка рефинансирования; ситуация на рынке труда и многие другие факторы, оказывающие влияние на все или конкретные предприятия отрасли и требующие учета в их деятельности.

3. Социо - культурные факторы, которые для деятельности предприятий туриндустрии имеют не меньшее, а в некоторых отношениях, и большее значение, чем политические и экономические факторы. При анализе этих факторов надо иметь в виду, что, если перечень и влияние политических и экономических факторов на деятельность организации достаточно очевидны, то определение роли социо - культурных факторов требует более внимательного подхода.



Социо - культурные факторы должны учитываться при определении основных маркетинговых стратегий предприятия (определении целевых рынков, товарных, ценовых стратегий, распространении и продвижении своих продуктов на рынках), принятии решений, связанных с формированием организационной культуры, кадровыми вопросами, мотивированием работников и другими аспектами деятельности организации.

Показатели, которые могут использоваться для анализа социо - культурных факторов, зависят от направлений деятельности, специфики работы, целей и возможностей предприятия. Это могут быть показатели, отражающие социальную стратификацию общества, ее динамику и социальную мобильность населения, характеристики социальных групп, особенности поведения, потребностей и запросов, стиль жизни, модели потребительского поведения, культурные традиции и культурные интересы и запросы и т.д.

4. Технико-технологические факторы, влияние которых на деятельность предприятий туриндустрии может быть различным. Очевидно, что, в отличие от отраслей, которые являются двигателями технического прогресса, гостиница, ресторан или турфирма не являются научными лабораториями, где совершаются открытия и создаются технические новации и изобретения. Тем не менее, научно-технический прогресс существенно сказывается на деятельности предприятий туриндустрии, приводит к изменению традиционных процессов и технологий, появлению новых возможностей и продуктов.

Так, появившиеся в последние десятилетия технические возможности привели к радикальным изменениям в коммуникациях, что сказалось на распространении и продвижении туристских продуктов, а также качестве предоставляемых услуг. Совершенствуются транспортные услуги, предприятия общественного питания используют современное оборудование для хранения продуктов и приготовления пищи, гостиничные предприятия внедряют технические инновации для обеспечения системы безопасности, кондиционирования, уборки помещений, проведения разного рода мероприятий, предоставления необходимых гостям коммуникаций и т.д.

5. Природно-экологические факторы. Анализируя влияние макросреды на деятельность предприятий, к числу наиболее важных применительно к предприятиям туриндустрии необходимо добавить природно-экологические факторы. При разных целях туризма эти факторы, конечно, имеют не одинаковое значение.


6893873932556521.html
6893914666278242.html
    PR.RU™