РЕКЛАМА: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Современную жизнь трудно представить без рекламы. Благодаря рекламе люди узнают о товарах и услугах. Реклама формирует благоприятный либо неблагоприятный имидж фирмы у потребителей. Грамотно построенная рекламная кампания позволяет раскрыть рекламируемый товар с новой стороны, продемонстрировать его новые свойства и качества и, конечно, склонить клиента к его покупке. Стоит при этом учитывать, что поведение любого потребителя объясняется его мотивационной сферой. Именно мотивация, в основе которой лежит удовлетворение той или иной потребности, руководит действиями человека. Мотивы могут носить сугубо прагматический характер: библиотека находится близко от дома, в спальном районе и т. п. Эту мотивацию опытные сотрудники обыгрывают в рекламе библиотечных услуг. Например, в афише в качестве ключевой выделяют фразу «Библиотека находится рядом с вашим домом». В библиотечной среде особенно важными являются мотивы престижа, моды, подражания. Вспомним, например, выставки под заголовками: «Книги, о которых говорят...».

Библиотечная реклама включает в себя печатную рекламу (листовки, буклеты, газетные статьи, рекламные объявления, вывески, щиты), где особое место занимает текст, особенности его построения и восприятия, а также художественно-изобразительные решения и стилистика.

Особое внимание отводится выбору цвета. Физическое воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Так, например, зеленый цвет – болеутоляющий, снимает раздражительность, бессонницу, усталость, понижает кровяное давление и поднимает тонус. Голубой цвет – антисептический. Желтый цвет оказывает стимулирующее воздействие на мозг. Красный цвет обладает теплотой, эффективен при меланхолии, но легко оказывает раздражающее воздействие. Психическое воздействие цвета вызывает душевную вибрацию.

Помимо печатной рекламы библиотеке важно иметь свое собственное лицо. Поэтому она нуждается в собственном фирменном стиле, который создаст привлекательный, запоминающийся образ. Фирменный стиль – это набор постоянно используемых цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских элементов. Фирменный стиль состоит из фирменных знака, логотипа, блока, слогана, цвета, комплекта шрифтов. Благодаря фирменному стилю у библиотеки будет сформирован внешний облик, будет достигнуто единство ресурсов и видов обслуживания с информацией о них.

Центральным в рекламной деятельности является социально-психологический аспект ее воздействия и восприятия. Речь идет о выборе рекламных средств и приемов. Именно они оказывают влияние на психику потребителей, побуждают воспользоваться какой-либо услугой.



Конечно, выбранные приемы не смогут воздействовать на все группы потребителей в равной степени. Это объясняется культурными, социальными, половыми, возрастными, индивидуальными психологическими различиями.

Механизм психологического воздействия рекламы на ее потребителя можно представить по такой схеме: привлечение внимания; восприятие; внушение и убеждение; процесс принятия решений.

И на каждом из этих этапов выбираются соответствующие рекламные трюки и приемы. Выбор их зависит от характера рекламы, ее стратегии, рекламируемого товара или услуги.

Для привлечения внимания в библиотечной сфере удачным будет применение такого приема, как использование юмора. Он позволяет создать в библиотеке теплую, непринужденную атмосферу. Можно предположить, какие улыбки вызывают у ребят и их родителей объявление в одной из детских библиотек столицы «Продаются котята от библиотечной кошки Мурки». Наконец, одна из главных функций юмора – предупреждать и ослаблять конфликты.

Применительно к библиотечной практике наглядное восприятие является началом всякого познания. Наглядность в библиотеке – это не только книжные выставки, библиотечные плакаты, книжные витрины, печатная и рисованная реклама массовых мероприятий, а также художественные произведения и др.

Зная особенности психологии потребителей, сотрудник библиотеки может даже прибегнуть к процессам внушения и убеждения. Убедить население в значимости чтения можно путем регулярного проведения различных конкурсов на лучшую прочитанную книгу и т. д. Например, в одном из самых молодых городов Западной Сибири – Ноябрьске – в 2000 г. прошел библиотечный конкурс «Суперчитатель-2000». Подобные мероприятия побуждают читателя приходить снова и снова.

Рекламная деятельность требует настоящего профессионализма и знания психологии человека. А роль библиотеки – как можно наиболее эффективно использовать это в своей практике. С помощью рекламы библиотека может вызвать интерес у населения, побудить его чаще обращаться в библиотеку, способствуя повышению культурного и образовательного уровня человека.

Таким образом, рекламная деятельность помогает в реализации миссии библиотеки.


6897366448969743.html
6897424912617360.html
    PR.RU™