СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РФ

12

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории страны, а также выполняющих иные функции, установленные федеральным законом.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором, а также управления Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора. Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает управления и отделы: по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; за законностью исполнения уголовных наказаний; по делам несовершеннолетних и молодежи; кадров и др. К подразделениям аппарата относятся также управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.

В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.

Систему транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, возглавляет Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами; создаются и действуют на правах прокуратур субъектов рФ, а в регионах – на правах межрайонных прокуратур.



Прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах, по перечню, установленному Правительством РФ.

Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний – надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание.



25. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполне нием законов - это совокупность правовых средств, которые законом предоставлены прокурору и с помощью которых прокурор обязан выявлять, устранять, а также предупреждать нарушения законов.

Согласно ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, т.е. на территорию и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов:

а) представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Под документами в данном случае следует понимать правовые акты как в письменном виде, так и в виде электронных носителей, изданные и имеющиеся на данном объекте. К материалам относятся образцы продукции, сырья и т.п. Тактика проведения проверок исполнения законов отличается от законов, исполнение которых подлежит проверке, от вида объектов, на которых проводится проверка исполнения законов;

б) выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Прокурор может требовать привлечения специалистов, т.е. лиц, обладающих необходимыми познаниями в какой-либо отрасли, для решения возникших вопросов. Правовую оценку заключениям специалистов дает прокурор;

в) проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Требование прокурора о проведении проверок или ревизий должно выражаться в письменной форме с указаниями на основания для проведения проверки. Прокурор определяет конкретные вопросы, которые должны быть выяснены при проведении проверки или ревизии. Правовую оценку результатов проверки или ревизии делает сам прокурор;

г) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор может потребовать от должностных лиц и граждан явиться в указанный день и час в прокуратуру. Вызов может быть в письменной или устной форме.

Полномочия прокурора по устранению и предупреждении выявленных правонарушений:

1) возбуждение уголовного дела;

2) возбуждение производства об административном право нарушении;

3) требование прокурора о привлечении лиц, нарушивши закон, к иной установленной законом ответственности;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона;

5) освобождение лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

6) опротестование противоречащих закону правовых актов;

7) внесение представлений об устранении нарушений закона.

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов во многом зависит от того, как организована работа. Важнейшими элементами организации работы являются сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы. Емкими источниками информации являются письменные и устные обращения граждан, поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации; обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей и других юридических и иных лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Полученная прокурором информация о нарушениях закона подлежит тщательному анализу, который позволит прокурору определить содержание первоочередных мероприятий, в том числе наметить органы, где проверки исполнения законов надлежит провести в первую очередь. Анализ позволяет также определить те проверки, проведение которых следует поручить другим органам.


6898078786416568.html
6898099037587459.html
    PR.RU™