ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

ТЕМА 7. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ И ТЕХНОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Бюджетирование — это совокупностьпроцессов управления финансами компании, позволяющих создать предпосылки для достижения высокой финансовой результативности на основе сбалансированности доходов и расходов.

Главная цель бюджетирования — повышение эффективности работы организации на базе планирования движения всех видов ресурсов на будущий период. Основным объектом бюджетирования является бизнес.

Функции бюджетирования. Спозиции выполняемых функций бюджетирование несет разнообразную функциональную нагрузку, выступая:

· инструментом финансового планирования, когда бюджет рассматривается как сводный финансовый план, в котором определены основные стоимостные параметры деятельности компании;

· основой принятия управленческих решений, обеспечивающих реализацию планов, включая стратегические; при этом разработка бюджета предполагает создание набора сценариев, каждый из которых учитывает возможные изменения внешней и внутренней среды компании;

· системой, обеспечивающей временную и функциональную координацию действий на всех уровнях управления организацией;

· основой контроля, создающего предпосылки для своевременного выявления отклонений, регулирования и корректировки финансового управления, позволяющих повысить качество финансового планирования;

· базой для формирования эффективной коммуникационной среды компании;

· средством делегирования полномочий, ответственности и инструментом мотивации, без которых невозможна реализация никаких, даже самых «продвинутых планов;

· активной формой обучения менеджеров, способствующей росту их знаний и деловых компетенций в области финансового управления, а также пониманию роли и значимости работы каждого подразделения и работника в повышении ценности продуктов компании для клиентов.

Анализ этих функций показывает, что внедрение бюджетирования способствует кардинальному преобразованию качества менеджмента во сферах хозяйственной деятельности, концентрирует и направляет усилия всей организации и каждого отдельного менеджера на выполнение миссии компании и решение задач текущего периода. Обеспечивая сбалансированность доходов ирасходов и рациональное расходование ресурсов, оно создает условия для стабильного увеличения денежных потоков. В этом отношении бюджетирование является инструментом стратегического управления даже в том случае, если оно применяется только в рамках оперативного периода, что характерно для начальных этапов его внедрения.

Бюджетная структура



Бюджетирование реализуется путем формирования бюджетов, рассматриваемых как планы, заданные в стоимостном выражении на установленный временной период.

Основой бюджетирования является генеральный бюджет, представляющий собой систему взаимосвязанных бюджетов, выражающих в структурированной форме ожидания объемов продаж, расходов и других параметров бизнеса в плановом периоде.

Генеральный бюджет включает два основных блока: блок операционных бюджетов и финансовых бюджетов. Схема генерального бюджета предприятия представлена на рис. 1.

Операционный бюджет представляет собой совокупность краткосрочных планов (смет), разработанных разными центрами ответственности, по выпуску и сбыту продукции (бюджеты продаж (точка отсчета в процессе бюджетирования), производства, накладных производственных расходов, управленческихи коммерческих расходов, вознаграждений работникам, закупок сырья и материалов, а также графики оплаты покупателями за отгруженную продукцию, платежей поставщикам, погашения задолженности по бюджету, внебюджетным фондам и заработной плате). Все эти внутренние документы содержат комплексную информацию о производственно-экономических процессах, связанных с потреблением материальных и трудовых ресурсов в ходе изготовления и реализации продукции. Показатели операционного бюджета выражаются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных единицах измерения. Поскольку бюджет служит инструментом практической реализации тактических бизнес-планов, в таких разделах бизнес-плана, как «Оценка рыночного сегмента и вероятной доли продаж», «План маркетинга», «План операционной (производственной) деятельности», «Кадровое обеспечение», предусматривается использование близких (если не идентичных) по экономическому содержанию показателей, сопоставимых с показателями операционного бюджета.

В свою очередь, финансовый бюджет содержит стоимостные показатели и отражает потребность (или избыток) денежных средств, их поступление и использование в будущем периоде. Четко согласованные один с другим бюджеты движения денежных средств и капиталовложений, расчеты движения средств финансирования инвестиционной деятельности и платежей по привлеченным средствам представляют собой финансовый бюджет хозяйствующего субъекта. Результативные показатели операционного и финансового бюджетов используются в качестве частных показателей при составлении прогнозных форм бухгалтерской отчетности. Отчет о расходах организации по произведенной продукции, отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств и расчет величины чистых активов включаются в состав прогнозных форм бухгалтерской отчетности. Данные этой отчетности позволяют менеджерам организации получить обобщающую информацию о финансовом результате будущей деятельности, изменениях в уровне финансовой устойчивости, деловой активности, эффективности использования ресурсного потенциала организации, ее кредитоспособности, имущественном положении, величине чистого денежного потока, подразделенного по видам деятельности, а также об изменениях в структуре и величине чистых активов организации.




6899734313483658.html
6899768165019336.html
    PR.RU™