Рисование с помощью инструментов Word

Предыдущая15161718192021222324252627282930Следующая

Рисование в Word происходит с помощью панели инст­рументов Рисование Можно создавать рисованные объекты,


Microsoft Office 335


не закрывая документа, в который они должны быгь встав­лены; рисование происходит прямо в документе. Рисование производится в режиме разметки страницы. Для вывода па­нели инструментов Рисование на экран нужно выполнить команду Вид/Панели инструментов. При создании рисунка он помещается в слои над текстом. Word предоставляет воз­можность перемещать рисованные объекты в слой над тек­стом, в слои текста или в слои под текстам. Рисунок, не зак­люченный в кадр, может располагаться только в слоях над текстом и под текстом. Для упорядочивания слоев нужно выделить объект и нажать соответствующую кнопку на пане­ли инструментов Рисование. Рисованные объекты можно сгруппировать. Сгруппированные объекты превращаются как бы в один объект.

Построение диаграмм

С помощью приложения Microsoft Graph можно созда­вать диаграммы 14 различных типов. Текстовые и числовые данные сначала следует ввести в таблицу. Для построения диаграммы нужно выполнить команду Вставка/Объект и вы­брать тип объекта Microsoft Graph. К диаграмме можно доба­вить такие элементы, как стрелки, заголовки, легенды. Наибо­лее удобный способ построения диаграмм - это использова­ние мастера диаграмм. Чтобы добавить к диаграмме дополни­тельный элемент, необходимо выделить диаграмму и выпол­нить команду Вставка/Объект/Graph/Изменить. Для добав­ления заголовка и метки данных выполняется команда Встав-ка/Заголовки, а для добавления легенды - команда Вставка/ Легенда,

3. EXCEL

Табличный процессор Excel фирмы Microsoft предназна­чен для ввода, хранения, обработки и выдачи больших объе­мов данных в виде, удобном для анализа и восприятия инфор­мации. Все данные хранятся и обрабатываются в виде отдель­ных или связанных таблиц. Одна или несколько таблиц со­ставляет «рабочую книгу», с этом случае таблицы называют­ся рабочими листами этой книги. Листы можно удалять, до­бавлять или перемешать из одной рабочей книги в другую. Физически на диске сохраняется вся книга в виде отдельного файла с расширением *х1з».

Возможности Excel очень высоки (обработка текста, уп­равление базами данных). Программа настолько мощна, что во многих случаях превосходит специализированные програм­мы-редакторы или программы баз данных. Такое многообра­зие функций может поначалу запутать, но по мере приобрете­ния опыта начинаешь ценить его по достоинству.

За двадцатилетнюю историю существования таблич­ных расчетов с применением персональных компьютеров требования пользователей к подобным программам суще­ственно изменились. В начале основной акцент в такой про­грамме, как, например, VisiCalc, ставился на счетные функ­ции. Сегодня положение другое. Наряду с инженерными и бухгалтерскими расчетами организация и графическое изоб­ражение данных приобретают все возрастающее значение. Кроме того, многообразие функций, предлагаемое такой рас­четной и графической программой, не должно осложнять работу пользователя. Программы для Windows создают для этого идеальные предпосылки.




3.1. Окна Excel

Окно Excel содержит множество различных элементов. Некоторые из них присущи всем программам в среде Windows, остальные есть только в окне Excel. Вся рабочая область окна Excel занята чистым рабочим листом (или таблицей), разде­ленным на отдельные ячейки. Столбцы озаглавлены буквами, строки — цифрами.

Как и во многих других программах в среде Windows, вы можете представить рабочий лист в виде отдельного окна со своим собственным заголовком — это окно называется окном рабочей книги, так как в таком окне можно обрабатывать не­сколько рабочих листов.

На одной рабочей странице в распоряжении будет 256 столбцов и 16384 строки. Строки пронумерованы от 1 до 16384, столбцы названы буквами и комбинациями букв. После 26 букв алфавита колонки следуют комбинации букв от АА, АВ и т. д.

В окне Excel, как и в других программах под Windows, иод заголовком окна находится строка меню. Чуть ниже рас­положены панели инструментов Стандартная и Форматиро­вание, Кнопки па панели инструментов позволяют быстро и легко вызывать многие функции Excel.

3.2. Оформление рабочих листов

Выбор шрифта

Изменить тип, размер или начертание шрифта можно, вы­делив соответствующие ячейки и открыв меню Формат/Ячей­ки, После этого на экране появится диалог, в котором будут указаны различные шрифты. Можно выбрать любой шрифт из списка предложенных. При выборе шрифта можно про­сматривать его начертание в окне «Пример*, Для выбора типа шрифта, его размера и стиля можно использовать поля и Кноп­ки, расположенные на панели инструментов.

Типы шрифтов

В настоящее время для оформления таблиц и докумен­тов используется большое количество шрифтов. Один нз глав­нейших факторов, который необходимо принимать во внима­ние, — это разборчивость текста, оформление тем или иным шрифтом.

Стили

Наряду с выбором типа шрифта и его размера можно выбрать стиль шрифта: курсив, полужирный или с подчерки­ванием. РГспользуют эти стили только для выделения важной информации в тексте документов и таблиц.

Цвета и узоры

В Excel можно выделить в таблице некоторые поля с помощью цвета и узора фона, чтобы привлечь к ним внимание. Это выделение надо использовать осторожно, чтобы не пере­грузить таблицу. Выберите вкладку Вид в диалоге Формат ячеек. Здесь для выделенных ячеек можно выбрать цвет за­краски с помощью палитры.

Форматирование чисел

Если нужно, чтобы записи превратились в удобный до­кумент, следует произвести форматирование чисел в ячейках. Проще всего форматируются ячейки, куда заносятся денеж­ные суммы. Для этого нужно выделить форматируемые ячей-


Информатика


кн. Затем выбрать команду меню Формат/Ячейки, а а появив­шемся диалоге - вкладку Число, Выбирают в группе слева строку Денежный. Справа появится несколько возможных вариантов форматов чисел. Формат числа определяется ви­дом цифрового шаблона (существует несколько видов). Что­бы лучше понять их назначение, рассмотрим варианты форма­тирования числа 13. В первой колонке взяты шаблоны.фор­матов, как в иоле Коды формата. Во второй колонке вы види­те, как будет выглядеть число и результате форматирования.

Формат 0.000,00 #.##0,00

Результат 13 "

0.013,00 13,00

Если в качестве цифрового шаблона используется ноль, то он сохранится везде, где его не заменит значащая цифра. Значок номера (он изображен в виде решетки) отсутствует на местах, где нет значащих цифр. Лучше использовать цифро­вой шаблон в виде нуля для цифр, стоящих после десятичной запятой, а в других случаях использовать «решетку*. Если вы оперируете числами, где больше двух разрядов после запятой и цифры в них не равны нулю, то происходит округление в . большую или меньшую сторону. Точно так же Excel округля­ет дробные числа, которые форматировали как целые, т. е. без разрядов после запятой. Округляются, иднако, только числа, которые выводятся на экран, в расчетах используются точные значения. В поле Коды формата можно выбрать вариант за­дания сумм, которые идут «в минус*. Наряду с обычным ми­нусом их можно выводить красным, что часто используется при оформлении бухгалтерской документации.

Проверка орфографии

В пакете Excel имеется программа проверки орфографии текстов, находящихся в ячейках рабочего листа, диаграммах или текстовых полях. Чтобы запустить се, нужно выделить ячейки или текстовые поля, в которых необходимо проверить орфографию. Если нужно проверить весь текст, включая рас­положенные в нем объекты, выберите ячейку, начиная с кото­рой Excel должен искать ошибки. Далее нужно выбрать ко­манду Сервис/Орфография. Потом Excel начнет проверять орфографию в тексте.

Можно начать проверку при помощи клавиши F7. Если программа обнаружит ошибку или не найдет проверяемого слова в словаре, па экране появится диалог Проверка Орфо­графии

Операторы

Вес математические функции описываются в програм­мах с помощью специальных символов, называемых операто­рами Существуют различные типы операторов. Математи­ческие операторы служат для выполнения арифметических функций над числами. Текстовый оператор соединения пред­назначен для того, чтобы при создании образца документа не вносить, например, каждый раз вручную даты - программа сама будет обращаться к ячейке в которой проставили дату

Перевычисление раЬочих листов

По умолчанию при вводе, редактировании формул или при заполнении формулами ячеек все вычисления формул в рабочем листе происходят автоматически. Однако при слож­ных интеграционных расчетах это .может занять продолжи­тельное время, поэтому можно отменить автоматическое вы-


числение. Для этого нужно выбрать команд) меню Сервис/ Параметры, далее в появившейся вкладке Зачисление выб­рать опцию Вручную И установить переключа'■< ль Перевычис-лягпъ перед сохранением. После этого вес вычисления а рабо­чем листе будут происходить только после нажатия клавиши Вычислить.

3.3. Функции Excel

Функции Призваны облегчить работу при создании и взаимодействии с электронными таблицами. Простейшим при­мером выполнения расчетов является операция сложения. Воспользуемся этой операцией для демонстрац л и преимуществ функций. Не используя систему функций, нунно будет вво­дить в формулу адрес каждой ячейки в отдельности, прибав­ляя к ним знак плюс или минус. В результате формула будет выглядеть следующим образом:

=B1+B2+B3+C4+C5+D2

Заметно, что на написание такой формулы ушло много времени, поэтому кажется, что проще эту формулу было бы посчитать вручную. Чтобы быстро и легко подсчитать сумму в Excel, необходимо всего лишь задействовать функцию сум­мы, нажав кнопку с изображением знака суммы или ш Масте­ра функций, можно и вручную впечатать имя функции после знака равенства. После имени функций надо открыть скобку, свести адреса областей и закрыть скобку. В результате фор­мула будет выглядеть следующим образом: -СУММ (B1:B3;C4:C5;D2)

Если сравнить запись формул, то видно, что двоеточием здесь обозначается блок ячеек. Запятой разделяются аргу­менты функций.

Использование блоков ячеек, или областей, в качестве аргументов для функций целесообразно, поскольку оно, во-первых, нагляднее, а во-вторых, при такой записи программе проще учитывать изменения на рабочем листе. Например, нуж­но подсчитать сумму чисел в ячейках с А1 по А4. Это можно записать так:

«СУММ (А1;А^;АЗ;А4)

Или то же другим способом: -СУММ (А1:А4)

3.4. Создание диаграмм

Работать с электронными таблицами — большое удоволь­ствие, но иногда необходимо превратить столбцы чисел в на­глядные диаграммы и графики. Такую возможность даст Excel. В Excel есть два различных способа сохранения в памяти ди­аграмм, составленных по каким-то числовым данным: это, ва-перзых, «внедренные» диаграммы и, во-вторых, «диаграмм­ные страницы». Внедренные диаграммы представляют собой графики, наложенные на рабочую страницу и сохраняемые в этом же файле; в диаграммных страницах создаются новьзе графические файлы. Создать внедренную диаграмму проще всего с помощью Мастера диаграмм, составляющего часть пакета Excel.

Панель инструментов диаграмм

Диаграммы создают не только с помощью Мастера ди аграмм. Это можно делать гораздо быстрее с помощью па нели инструментов Диаграмма. Включить изображение этой панели на экране можно с помощью .меню Bui/Панели ииет-' рументов.


Microsoft Office 337


Диаграммы-торты

Обычно таким наглядным представлением данных пользу­ются, когда надо показать составляющие доли в процентах от целого. Создать ее ка экране можно как и диаграмму любого другого типа, с помощью Мастера диаграмм.

3.5. Профессиональное оформление

Для оформления документов Excel предлагает кроме графиков и диаграмм возможность создавать другие графи­ческие объекты, например вычерчивать на экране, а потом рас- • лечатывать прямоугольники, эллипсы, прямые и кривые ли­нии, дуги и др. Можно также выполнить рисунки с помощью .отдельных графических объектов, и никто не будет подозре­вать, что они выполнены с помощью Excel, а не графического редактора.

Для создания рисунков предназначены кнопки, располо­женные на панели инструментов Рисование. Вклеочить изоб­ражение этой панели на экране можно с помощью кнопки, ко­торая находится на панели инструментов Стандартная.

3.6. Обмен данными

Во всех программах, написанных для операционной сис­темы Windows, пользователь может пользоваться се буфером обмена (Clipboard). Он представляет особую область памяти, предоставляемую операционной средой в распоряжение раз­личных программ. Используя буфер, можно, работая, напри­мер в Excel, прерваться и практически мгновенно перейти в другую программу, которую Windows держит для вас нагото­ве. Причем независимо от текущей программы переход осу­ществляется с помощью одной и той же команды. Для этого нужно выделить соответстаующие ячейки. Занести данные в буфер, используя для этого команду меню Правка/Копиро­вать либо комбинацию клавиш Ctrl+C. Теперь либо сам Excel, либо иная программа может вынутьданные из буфера с помо­щью команды меню Правка/Вставить или одной из двух ком­бинаций клавиш: Shifc+Insert или Ctrl+V,

Текстовый редактор Word

Из буфера обмена данные поступают в Word в виде таб­лицы. Эта программа понимает ссе форматы Excel. Гарнитура и размеры шрифта также сохраняются в неизменном виде. Используя меню обработки таблиц текстового редактора, мож­но обрабатывать в нем данные.

3.7. Экспорт

Excel может хранить рабочие листы в памяти в различ­ных форматах. Чтобы задать свой формат, нужно выбрать команду меню Файл/Сохранить как, где есть поле Тип файла. Там имеется список форматов, в которые Excel может преоб­разовать свои файлы.

4, POWERPOINT

Применение современной техники для презентаций ста­ли обычным при проведении семинаров, конференций и в ходе учебного процесса. Традиционно для демонстрации исполь­зуются 35-мйлдиметрОБые слайды и прозрачные пленки. В последнее время получили распространение цветные жидко-


кристаллические панели, непосредственно подключаемые к экрану компьютера. Подготовка таких презентаций является весьма трудоемким процессом.

PowerPoint — это графический пакет подготовки презен­таций и слайд-фильмов. Он предоставляет пользователю псе необходимое: мощные функции работы с текстом, включая от-рисовку контура текста, средства для рисопания, построение диаграмм, широкий набор стандартных иллюстраций и т. п.

Презентация — это набор слайдов и спецэффектов, со­провождающих их показ на экране, раздаточный материал, а также конспект и план доклада, хранящиеся в одном файле, созданном с помощью PowerPoint.

Слайд — зто отдельный кадр презентации, который может включать в себя заголовок, текст, графику, диаграммы и т. д. Созданные средствами Powerpoint слайды можно распечатать на черно-белом или цветном принтере, либо с помощью специ­альных агенств изготовить 35-миллиметровые слайды на фо­топленке.

Раздаточным материалом являются распечатанные в ком­пактном виде слайды презентации (два, четыре или шесть слай­дов на одной странице).

В процессе работы над презентацией в PowerPoint можно получить конспект доклада, при печати которого на каждой странице будет выведено уменьшенное изображение-слайда и текст, поясняющий его содержание.

Структура презентации предствляет собой документ, со­держащий только заголовки слайдов и основной текст без графических изображений и специального оформления.

Термины и определения, используемыев PowerPoint

Шаблон — это презентация, формат которой и схема цве­тов могут использоваться для подготовки других презента­ций. PowerPoint может предоставить более 100 профессио­нально оформленных шаблонов, которые используются для подготовки презентаций.

Установочная презентация PowerPoint — это презента­ция PowerPoint, используемая в качестве шаблона по умолча­нию. С этой презентацией вы будете работать, когда Быберете переключатель «Пустая презентация» в диалоговом окне -«Новая презентация». Шаблон презентации по умолчанию хранится в файле default, ppt в каталоге, где установлен Power­Point.

Мастер. В пакете PowerPoint имеются мастера для каж­дой ключевой компоненты ваших презентаций: слайд-мастер, мастер структуры презентации, мастер раздаточного материа­ла и мастер примечаний. Рисунки и текст, которые вы размес­тите на этих мастерах, будут автоматически появляться на каж­дом новом слайде и страницах примечаний презентации.

Слайд-мастер — слайд, содержащий форматированные рамки фиксации для заголовка, текстов и других фоновых рисунков, которые вы хотите иметь на слайдах. Если вы сде­лаете какие-либо изменения на слайд-мастере, то они будут автоматически применены ко всем слайдам, которые настрое­ны по слайд-мастеру.

Схема цветов — основа из восьми цветов, которую вы можете применять в слайдах, страницах примечаний и разда­точном материале. Схема цветов состоит из цвета фона, линий, текста и шести дополнительных цветов. Баланс этих цветов улучшает восприятие слайдов.

Другие цвета — цвета, отсутствующие в основной схеме цветов, которые вы можете использовать для специальных целей.


12-2195


Информатика


Объект - текст, линии, формы, которые вы создаете при Помощи инструментов работы с текстом и рисования геомет­рических фигур, а также любые картинки, которые вы импор­тируете из других приложений.

Атрибут — свойство объекта, которое бы можете ис­пользовать для манипулирования объектом, используя инст­рументы и команды PowerPoint (линии, заливка, тень, цвет и форма).

Форма - этот атрибут. Его имеют объекты, которые вы создаете, исяользуя инструменты работы с текстом или авто­формы. Объекты, созданные с помощью инструментов рисо­вания (линий, дуг и свободных фигур), не имеют формы как атрибута.

Контур — видимая линия по краям объекта.

Рамка фиксации — рамка, которая появляется па слайде при работе с текстом до того, как вы начнете вводить текст. Каждая такая рамка окружена линией, состоящей из точек. Используя элементы управления этих рамок, вы можете изме­нить их размер, перемещать текст по слайду, изменять шрифт и цвет текста внутри рамок; возможно также изменение поло­жения самого текста относительно этой рамки.

Абзац ~ это текст, введенный между двумя нажатиями клавиши . Когда вы производите выравнивание тек­ста и добавляете символы бюллетеня, действие применяется к абзацу.

Инструмент *Текст». Вы можете ввести текст В любом месте слайда, используя инструмент ввода текста панели инст­рументов «Рисование*. Текст, который вы вводите,"исполь-зуя этот инструмент, не выводится на экран в режиме работы со cfруктурой презентации.

4.1. Создание презентации

Для понимания содержания работы по созданию презен­тации рассмотрим пример ее подготовки без участия Масте­ров PowerPoint: сделаем черновой вариант презентации из двух слайдов^ а затем применим к ним шаблон, который придаст ей профессиональный вид.

1. Начало создания новой презентации:

запустите PowerPoint или, если вы уже находитесь в этом при­ложении, выберите команду «Новый* меню ъфайль,

2. Выбор способа создания новой презентации:

в окне лНовая презентация» выберите переключатель «Пус­тая презентация* для создания презентации без использова­ния мастеров и шаблонов PowerPoint. Нажмите кнопку ОК.

3. Выбор макета первого слайда:

любую презентацию в соответствии с советами профессиона­лов рекомендуется начинать со слайда-заголовка, в котором указывается тема презентации, доклада, выступления и т. д. Поэтому в диалоговом окне «Новый слайд* выберите самый первый макет для создания слайда-заголовка презентации.

4. Создание первого слайда презентации:

в появившейся рамке фиксации «Нажмите для добавления заголовка* введите следующий текст примера: «Пакет подго­товки презентаций Microsoft PowerPoint». Для ввода текста выберите соответствующий шрифт, используя панель инстру­ментов ^Форматирование» или команду «Шрифт» из меню «Формата. С помощью этой команды вы можете установить при необходимости размер шрифта, его цвет и тень текста за­головка.

Выделите рамку фиксации текста «Нажмите для добавле­ния заголовка* так, чтобы на экране появились ее элементы


управления и нажмите клавишу для удаления ее со слайда.

После выполнения этапов 1—4 вы получили на своем экране первый слайд презентации, который и будет служить слайдом-заголовком. При желании вы можете изменить полученный слайд, например, путем добавления в него элементов дизайна по вашему выбору.

5. Начало создания второго слайда презентации:
выполните команду -«Новый слайд» меню «Вставка».

6. Выбор макета второго слайда:

в диалоговом окне -«Новый слайд* пыберите седьмой макет слайда, который будет содержать текст и рамку для рисунка из библиотеки ClipArt Gallery. Нажмите кнопку ОК. Преиму­ществом выбора макета слайда с областью размещения рисун­ка из библиотеки ClipArt является быстрая вставка требуемо­го рисунка без использования команды «Вставить объект* из меню «Вставка»,

7. Разработка второго слайда презентации:
используйте данный макет для подготовки второго слайда
презентации. Этот макет содержит три рамки фиксации: для
заголовка слайда, текста слайда и для размещения рисунка
библиотеки ClipArt Gallery. В рамку для заголовка введите
текст «Microsoft PowerPoint»; в рамку для текста введите: «При
помощи PowerPoint можно создавать...» и т. д. В области
рамки для рисунка дважды щелкните по кнопке «Щелкните
дважды для добавления рисунка». В появившемся окне при­
ложения ClipArt Gallery выберите в категории «Академичес­
кая» рисунок «Школьные принадлежности» и нажмите кноп­
ку ОК. Используйте элементы управления ранки с рисунком
для установки требуемых размеров рисунка и его положения
на слайде.

При правильном выполнении предыдущих этапов вы должны получить подготовленный второй слайд, который так­же можно изменять по вашему вкусу.

8 Использование элементов дизайна дгя оформления слайдов презентации:

усовершенствуем второй слайд, например, используя элемен­ты «Автоформы» панели инструментов «Рисование». В па­литре автоформ выделите форму «Инструмент пломба», пере­несите курсор мыши, который в данный момент должен быть представлен в виде знака «+», в нижнюю часть :лайда и растя­ните появившуюся фигуру до требуемых размеров. После отпускания кнопки мыши введите в автоформу текстом «Это очень просто!», после чего выберите подходящий цвет запол­нения формы с помощью команды «Цвета и линии» меню «Формат». При необходимости вы можете также включить тень для элемента автоформы. После этого разработка слайда будет закончена.

9. Применение шаблонов презентаций:

для профессионального оформления нашей презентации при­меним к ее слайдам шаблон из комплекта поставки PowerPoint. Для этого выполните команду «Шаблон» меню «Формат» и в появившемся диалоговом окис открытия файла шаблона пре­зентации выберите любой из файлов (вид шаблона отражает­ся в поле просмотра), после чего нажмите кнопку «Приме­нить».

Слайд примет новый вид. После окончания разработ­ки слайдов, нажав кнопку «Структура» (нахедящуюся вни­зу слайда), вы автоматически получите структуру вашей презентации, которую вы можете распечатать, изменить в ней порядок следования слайдов и уровни заголовков тек­ста в слайдах. Обратите внимание, что в режиме работы со


Текстовые редакторы 339


структурой презентации в содержании слайдов не выводят­ся графические объекты и текст, размещенный в этих объек­тах.

10. Режим «Сортировщик слайдов?- или «Монтажный стол»:

в режиме сортировщика слайдов, переход в который произво­дится нажатием кнопки «Сортировщик слайдов», произведем окончательную подготовку презентации к демонстрации. Для этого установим визуальные эффекты вывода слайдов на эк­ран с помощью панели инструментов «Перемещение», кото­рая содержит список эффектов, имеющихся в пакете Power-


Point. Нажмите кнопку «Хронометраж» для запуска режима хронометража вашего выступления. При этом PowerPoint автоматически перейдет в режим полноэкранной демонст­рации слайдов презентации. В нижнем левом углу экрана выводится таймер, который производит отсчет времени ва­шего выступления для каждого слайда. После этого время выступления (в секундах) будет указано в нижнем левом углу каждого слайда.

11. Демонстрация презентации:

нажмите кнопку «Показ слайдов?- и наслаждайтесь работой самого популярного пакета подготовки презентаций.


ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ

План

1. Интерфейс текстовых редакторов.

1.1. Общие элементы интерфейса.

1.2. Многооконноеть.

2. Возможности текстовых редакторов.

2.1. Создание документа.

2.2. Редактирование текста.

2.3. Форматирование текста.

2.4. Минимальный набор типовых операций.

2.5. Расширенный набор операций.

2.6. Операции сохранения.


Текстовые редакторы — это программы для создания и редактирования текстовых документов. Это письма, статьи, справки, повести или романы и прочая информация, именуе­мая текстовый документ, текстовой файл или просто текст.

Под редактированием текста будем понимать весь комп­лекс операций по внутренней (смысловой) и внешней (офор­мительской) работе над текстом. Каждый текст можно -*кро-ить», т. е. вырезать из него куски, «склеивать» их, вставлять в рабочий материал части из других текстов, менять их местами и пр. Можно изменять расположение текста на странице, фор­мат строк и абзацев, вставлять в текст иллюстрации (рисунки, графики, схемы и пр.).

При описании текстовых процессоров следует выделить две группы программных продуктов этого типа. Первая груп­па ориентирована на создание документов разной степени слож­ности с мощными средствами форматирования и включения графики. Типичным представителем этой группы является Microsoft Word. Вторая группа текстовых процессоров (их часто называют текстовыми редакторами) ориентирована для работы исключительно с текстовыми файлами, среди которых могут быть тексты программ, написанные на различных язы­ках, конфигурационные файлы, файлы настройки и др. Ярким представителем таких программных продуктов является MyltiEdit. Этот текстовый процессор имеет мощную систему


контекстной замены, встроенный язык макрокоманд на уров­не Visual Basic, средства поддержки внутренней среды, сред­ства помощи при наборе ключевых слов.

Существует еще одна отдельная группа текстовых про­цессоров — это настольные издательские системы. ИздаТель-ские программы (Desktop Publishing) в чем-то похожи на обыч­ные текстовые процессоры, но отличаются от них более широ­ким набором возможностей работы с текстом. К издательским системам относятся такие продукты, как Adobe PageMaker, Adobe InDesign, QuarkXPress. Правда следует заметить, Что эта разница постепенно стирается, и такие редакторы, как Word Perfect или Microsoft Word уже приближаются к издательским программам. Во всяком случае они в состоянии ббеспеччть набор и распечатку несложных изданий.

Как правило, издательские программы имеют широкий спектр читаемых форматов, т. е. возможность работать с фай­лами, созданными во многих других программах, текстовых, графических, чертежных. Текст легко можно вставить внутрь любого рисунка; кроме того, имеются средства для рисования простых фигур внутри самой программы. Если предполагает ся цветное издание, то есть возможность варьировать цвето­вую гамму и при распечатке получать нужное количество есо-пий, соответствующих каждому цвету. В полиграфии пто на­зывают разложением цвета на отдельные составляющие.


12й


Информатика


1. ИНТЕРФЕЙС ТЕКСТОВЫХ РЕДАКТОРОВ

1.1. Общие элементы интерфейса

Типовая структура интерфейса включает ряд элементов:

♦ Стропа меню содержит имена групп команд, объеди­
ненных по функциональному признаку. Строка меню находит­
ся в верхней части экрана. Выбор режима из строки меню от­
крывает соответствующее подменю, а выбор определенной оп­
ции в нем обеспечивает доступ к меню более низкого уровня.
Такая система вложенных (ниспадающих) меню составляет ос-
нозу интерфейса текстового процессора. Команды меню выби­
раются с помощью мыши, клавши управления курсором или
комбинаций нажатия определенных клавиш («горячих кла­
виш»),

♦ Строка состояния (статуса) содержит имя редактируе­
мого документа и определяет текущее положение курсора и
этом документе. В строке выводится справочная информация.

*1* Строка подсказки содержит информацию о возмож­ных действиях пользователя в текущий момент.

♦ Рабочее поле — это пространство на экране дисплея
для создания документа и работы с ним. Максимальный раз­
мер рабочего поля определяется стандартными параметрами
монитора.

•> Коордшштиая линейка определяет границы докумен­та п позиции табуляции. Различают вертикальную и горизон­тальную линейки. По умолчанию координатная линейка гра-дуирозана в сантиметрах. Нулевая точка координатной ли­нейки выровнена по первому абзацу текста.

♦ Линейка прокрутки служит для перемещения текста
документа в рабочем пиле окна. Линейка, обеспечивающая
вертикальное перемещение текста, называется вертикальной
линейкой прокрутки, а горизонтальное перемещение — гори­
зонтальной линейкой прокрутки.

♦> Курсор — короткая, как правило, мигающая линия, показывает позицию рабочего поля, в которую будет поме­щен вводимый символ или элемент текста. В текстовом режи­ме курсор — горизонтальный, находящийся внизу того места, па которое показывает. В графическом режиме — вертикаль­ный, находится левее места вставки очередного символа. Каж­дый текстовый процессор имеет снои возможности для обес­печения движения курсора (как и управления интерфейсом сообще). Управление интерфейсом осуществляют при помо­щи клавиатуры и мыши.

В режиме управления интерфейсом при помощи клавиа­туры четыре клавиши управления курсором передвигают кур­сор на одну позицию в направлении стрелки. Клавиши и перемещают курсор в начало и конец текста соответ­ственно. Клавиши и перемещают текст на одну страницу (экран) вверх пли вниз.

Часто современные текстовые процессоры, используя различные комбинации функциональных и обычных клавиш, дают возможность перемешать курсор на одно слово, предло­жение или абзац, направлять его в начало или конец строки.

В режиме использования мыши перемещение по доку­менту осуществляется щелчком по соответствующей стрелке на линейках прокрутки или щелчком по самой линейке про­крутки, а также перетаскиванием мышью движка по линейке прокрутки.

♦ Индикаторы - знаки или символы, отражающие соот­
ветствующие режимы работы программы или компьютера, Ин­
дикаторы в строке состояния - это символы или служебные


(ключевые) слова, отражающие режимы работы программы. Индикаторы на клавиатуре отражают режим работы переклю­чателей клавиатуры, их три: NumLock, CapsLock, ScrollLock.

О Переключатель — элемент экранного интерфейса или команда, используемая для включения или выключения того или иного режима. Индикатор может оказаться и переключа­телем, если по нему щелкнуть мышью.

1.2. Многооконность

Работа с окнами

Характерной особенностью современных текстовых про­цессоров является их многооконность, т. е. способность одно­временно работать с несколькими документами, находящими­ся в различных окнах. При вводе и редактировании текста пользователь работает в активном окне, в котором возможен доступ ко всем меню. Специальные команды дают возмож­ность упорядочивать окна документов, создавать новые и пе­реходить из одного окна в другое. Здесь различают два режи­ма: полноэкранный и неполиоэкранный. В полноэкранном ре­жиме вновь открытое окно является текущим (активным) и перекрывает остальные открытые окна. Периход к другим окнам осуществляется по специальной команде. В неполно-экранном режиме специальные команды упорядочения окон , дают возможность расположить вес открытые окна на экране в уменьшенном формате без перекрытия (режим «мозаика») или вывести их па экран в натуральную величину с перекры­тием в виде стопки документов. Окно становится активным в результате фиксации на нем в произвольном месте указателя мыши. Команды Развернуть и Свернуть дают возможность развернуть активное окно во весь экран или свернуть его в прежний уменьшенный формат.

С помощью команды Разбить рабочая область разделя­ется на две части. Это удобно, если необходимо работать од­новременно с разными документами или с двумя разными ча­стями большого документа.

Перемещение текста е окне

Большинство документов слишком велико, чтобы цели­ком их увидеть на экране монитора. Текстовый процессор обес­печивает перемещение текста в окне. Этот режим выключает­ся автоматически, как только курсор достигает границ экрана. Так, если курсор находится на нижней строке экрана и вы нажмете на клавишу перемещения курсора ВНИЗ, внизу экрана появится новая строка документа, а самая верояя строка эк­рана исчезнет. Аналогичное произойдет при движении курсо­ра вверх. Если ширина документа больше ширины экрана мо­нитора, то клавишей перемещения курсора влево и вправо перемещают текст документа в окне по горизонтали.

Как уже говорилось ранее, для перемещения текста до­кумента в рабочем поле окна во многих текстовых процессо­рах используются вертикальная и горизонтальная линейки прокрутки. Клавиши PageUp и PageDn обеспечивают такое перемещение на одну страницу (экран) вперед или назад по документу. Специальные команды обеспечивают попадание с любой позиции сразу в конец или в начало документа.

2. ВОЗМОЖНОСТИ ТЕКСТОВЫХ РЕДАКТОРОВ

Обычно текстовые редакторы выполняют следующие операции:

— набор текста;


Текстовые редакторы 341


— корректирование набранного текста обычным спосо­
бом, т. е. изменение букв, слов и т. д;

—вырезание фрагментов текста, запоминание их в тече­
ние текущего сеанса работы, а также в виде отдельных файлов;

—вставки фрагментов в нужное место текста;

—нахождение в тексте нужных слов или предложений;

—замена одного слова на другое частично или полно­
стью по всему тексту;

—форматирование текста, т. с. придание ему определен­
ного вида по следующим параметрам: ширина текстовой ко­
лонки, абзац, поля с обеих сторон, верхнее и нижнее поле,
расстояние между строками, выравнивание края строк;

—автоматическая разбивка текста на страницы с задан­
ным числом строк;

—автоматическая нумерация страниц;

—автоматический ввод подзаголовков в нижней или
верхней части страницы;

—выделение части текста жирным, наклонным или под­
черкнутым шрифтом;

—переключение программы для работы с другим алфа­
витом;

—табуляция строк, т. е. создание постоянных интерва­
лов для представления текста в виде колонок;

— распечатка текста или отдельных его кусков.
Наиболее продвинутые редакторы включают также до­
полнительные возможности, такие как;

—возможность увидеть на экране текст в готовом виде,
т. е. таким, каким сн будет распечатан принтером;

—широкий выбор шрифтов;

—возможность вставки в текст формул, таблиц, рисунков;

—возможность создания нескольких текстовых коло­
нок на одной странице:

—автоматический поиск и исправление грамматических
ошибок;

—выбор готовых стилей и шаблонов.

2.1. Создание документа Шаблоны

Самыл простой способ создания нового документа зак­лючается в использовании шаблонов. Шаблоны представля­ют собой стандартные заготовки документов определенного типа и используются для облегчения подготовки документов. Шаблоны позволяют составлять и хранить универсальные бланки документов различного типа: писем, служебных запи­сок, доверенностей, платежных поручений. Составной частью шаблонов являются стили, определяющие внешний вид сим­волов и абзацев. Начиная составлять определенный документ, вы сначала вызываете шаблон этого типа документов, а уже затем заполняете его. Составление документа при этом сво­дится к заполнению его определенных полей текстом. Один раз сделанный на основе стандартов шаблон может в дальней­шем многократно использоваться для создания документов определенного вида.

Некоторые текстовые процессоры (например Microsoft Word) хранят в шаблонах не только информацию, нужную для создания нового документа, но также и некоторые эле­менты среды; состав панелей инструментов и меню, набор мак­росов, коэффициент масштабирования при отображении до­кумента и т. п. Любопытно, что документ, созданный о Micro­soft Word, может быть собственным шаблоном. В развитых текстовых процессорах существует целый ряд инструментов,


способствующих автоматизации создания шаблонов. Среди них важнейшими являются поля подстановки и макросы. Ис­пользование нолей подстановки дает возможность вставлять в шаблон документа ноаые ноля, предназначенные для даль­нейшего их заполнения пользователем.

Открытие документа

Для того чтобы отредактировать уже существующий документ, которого пока нет на экране, надо сначала открыть его, т. е. вызвать с диска. При этом открываемый документ не исчезает с диска, просто его копия переносится в память ком­пьютера. Как только документ открыт, его можно редактиро­вать, распечатывать или просто читать.

Режим вставки и замены символов

Текстовый процессор всегда находится в одном из двух режимов — вставка или замена. Для их переключения обычно используется клавиша Ins; В режиме вставки вводимый с кла­виатуры текст отодвигает направо текст документа, стоящий правее курсора, не разрушая его. В режиме замены вместо символа, стоящего над курсором (или правее его), вводится новый символ с клавиатуры. Режим вставки разрушает суще­ствующий текст документа.

Когда текст сводится впервые, удобнее пользоваться режимом вставки, а также при редактировании текста, когда добавляется в текст символ, слово или предложение. Если ;ке вы хотите заменить один символ другим, то используйте ре­жим замены.

Режим вставки — метод добавления текста в документ, при котором существующий текст сдвигается вправо, осво­бождая место вводимому тексту.

Режим замены — метод добавления текста в документ, при котором символ, стоящий над курсором, заменяется зво-димым с клавиатуры.

2.2. Редактирование текста

Понятие фрагмента текста и его выделение

Фрагментом называется непрерывная часть текста. Вы­деление фрагмента делает его объектом последующей коман­ды. Выделить фрагмент — значит «подсветить» его с помо­щью мыши или клавиатуры. Выделенный фрагмент может быть строчным, блочным или линейным. Строчной фрагмент со­стоит из последовательности целых строк. Блочный фрагмент обычно объединяет части строк, образующие в совокупности прямоугольник. Линейный (потоковый) фрагмент может вклю­чать в себя последовательность (необязательно) целых строк. У некоторых текстовых прсцессороа (например Microsoft Word) нет строчного выделения. Однако его легко осуще­ствить с помощью перетаскивания мышью. У текстового про­цессора MukiEdit предусмотрены Rce три способа выделения. Существуют специальные способы выделения для слова, стро­ки, предложения и др. (Например, двойной или тройной щел­чок мышью в Microsoft Word).

Копирование и перемещение фрагментов текста

Наиболее часто используемые операции в текстовых про­цессорах — копирование, перемещение и удаление фрагмен­тов текста. Эти операции могут выполняться как с буфером промежуточного хранения, так и без него. В Лексиконе, на­пример, такие операции выполняются только через буфер. В процессорах MukiEdit И Microsoft Word - с буфером и без


Информатика


него. Например, и текстовом процессоре Microsoft Word воз­можно перетаскивание фрагментов мышью на новое место (с удалением по старому месту или без удаления) без помощи буфера. Сущность операций, использующих буфер промежу­точного хранения, состоит в том, что отмеченный фрагмент текста переносится на повое место, копируется туда или про­сто удаляется. Технология выполнения этих операций вклю­чает в себя несколько этапов:

- выделение части текста.(фрагмента);

- перенос выделенного фрагмента в буфер промежуточ­
ного хранения;

• перемещение курсора в нужное место документа;

- копирование (перенос) выделенного фрагмента из
буфера в место документа, указанное курсором.

Поскольку все приложения Windows работают через об­щий системный буфер промежуточного хранения, операции с фрагментами текста могут затрагивать не только внешние до­кументы, но и другие приложения. Так, вы можете перенести (скопировать) отмоченный фрагмент из вашего текущего до­кумента, создаваемого п Microsoft Word, в какой-либо доку­мент в табличном процессоре Excel, или, наоборот, использо­вать часть ■внешнего документа, находящегося в другом окне, создаваемом вами.

Удаление текста

Б современных текстовых процессорах можно удалить символ, слово, строку, фрагмент текста (строчный или блоч­ный).

При этом удаление последнего введенного символа (т. е. символа, стоящего левее курсора) осуществляется при помо­щи клавиши Backspace, а символа, следующего за курсором, — при помощи клавиши Delete.

Удалению слова, строки, предложения или любого дру­гого фрагмента текста предшествует предварительное выде­ление соответствующего элемента текста, а затем применение либо клавиши Delete, либо операции удаления. Место, зани­маемое удаленным элементом текста, автоматически заполня­ется размещенным после него текстом.

Удаленный фрагмент текста помещается в буфер промежу­точного хранения так же, как в операции перемещения. При не­обходимости его можно восстановить, если туда не произведена новая запись очередной операции копирования, перемещения, удаления. Новый фрагмент текста заменяет предыдущий.

Операция откатки

Во многих программных средствах, в том числе и в тек­стовом процессоре, предусмотрена операция откатки. Для ре­ализации этой операции текстовый процессор фиксирует пос­ледовательность действий по изменению текста в виде после­довательных шагов. Специальной командой откатки (Undo) пользователь может вернуть документ к состоянию, которое было несколько шагов назад, т е. «откатиться». Глубина воз­можной откатки зависит от среды, мощности используемого компьютера и других причин. Наряду с командой откатки су­ществует команда отмены откатки (Redo).

2.3, форматирование текста

Суть форматирования

Операции форматирования включают в себя разбивку текста на строки (о рамках абзаца) и страницы, выбор рас­положения абзацев, отступов и отбивок между абзацами,


обтекания отдельных абзацев, а также видов и начертаний шрифтов. Эти операции выполняются различными тексто­выми процессорами с разной степенью автоматизации. На­пример, разбивку на строки и страницы Microsoft Word выполняет автоматически (это свойство — обличительная черта мощных текстовых процессоров). Лексикон автома­тически разбивает только на строки, а разбивку на страни­цы выполняет лишь по специальной команде. MultiEdit и то и другое выполняет по команде. Таким образом, после вве­дения с клавиатуры исходных установок (команд) форма­тирования, определяемых конкретным видим документа, текстовый процессор автоматически переформатирует до­кумент.

Суть форматирования заключается в способности тек­стового процессора изменять оформление док> мента на стра­нице, а именно:

—изменять границы рабочего поля, определяя поля
сверху, снизу, слева, справа;

—устанавливать межстрочный интервал (разреженность
строк на странице) и межбуквенный интервал и слове;

—выравнивать текст — центрировать, прижимать к ле­
вой или правой границе;

—равномерно распределять слова в строке;

—использовать разные шрифты и т. п.

При редактировании документа изменяется его содер­жание, а при форматировании — внешний вид, В текстовых редакторах различают форматирование символов и формати­рование абзацев.

При форматировании символов, как правило, задаются параметры шрифта: гарнитура, размер, начертание, тип под­черкивания и прочее.

Гарнитура шрифта — это термин, которым определяется общая форма символов. Например, гарнитура roman является общим названием для целого семейства классических шриф­тов и отличается засечками на концах букв и комбинаций тол­стых и тонких линий в начертании симзола. Эта гарнитура легко читаема, поэтому разработчики шрифтов :оздали на ее ' базе множество шрифтов сходного вида, например шрифт Times New Roman, поставляемый с Windows,

Для любого фрагмента документа (слова, строки, абзаца, предложения или всего документа) можно задать шрифт. По­нятие шрифта включает в себя совокупность следующих па­раметров:

—тип шрифта (или гарнитура). Это может быть Тайме,
Курьер и т. д.;

—размер шрифта. Он задается в пунктах. Например: 14
пт, 16 пт и т. д.;

—начертание (обычный, полужирный, курсив, пилужир
ный курсив);

—тип подчеркивания (одинарное, двойное, волииетос и
т. д,);

—цвет шрифта;

— эффекты (верхний II нижний индекс, зачеркивании, тень
и т. д.);

Для задания другого шрифта выделите слачала фраг мент, в котором вы собираетесь поменять шрифт. Затем для изменения тина шрифта, размера и начертания воспользуйтесь панелью инструментов.

Если требуется увеличить (уменьшить) размер шрифта. то раскройте список размеров и выберите нужное значение1 или введите его самостоятельно.


Текстовые редакторы 343


Чтобы изменить тип шрифта, раскройте список шрифтов и выберите нужный.

Сделать выделенный фрагмент текста полужирным, кур­сивом или подчеркнутым (в любых сочетаниях) можно нажа­тием соответствующих кнопок на панели инструментов. С их же помощью соответствующие эффекты и снимаются.

В редакторе Microsoft Word более тонкое форматирова­ние шрифта можно выполнить, выделив фрагмент текста и выбрав команду Формат/Шрифт. Эта команда вызывает ди­алоговое окно, в котором можно сделать все предусмотрен­ные варианты шрифтового оформления.

С помощью элементов данного окна можно изменить не только тип и размер шрифта, но и все остальные его параметры. Сделав необходимые настройки, нажмите клавишу ОК.

Во многие шрифты кроме обычных символов, изобра­женных на клавишах клавиатуры, входят специальные симво­лы и значки. Эти символы применяются при создании доку­ментов научного или технического характера, а также при ра­боте с некоторыми языками. Поскольку символов такого рода на клавиатуре нет, в Word имеется диалоговое окно для их вставки.

Понятие абзаца


—создание нового документа (присвоение документу уни­
кального имени и набор всего текста документа на клавиатуре);

—загрузка предварительно созданного документа в опе­
ративную память;

—сохранение документа — копирование документа из
оперативной памяти во внешнюю;

—удаление документа — удаление созданного или загру­
женного документа с экрана;

—распечатка документа — создание твердой (бумажной)
копии документа.

Операции, производимые над абзацами

Абзац является ключевым элементом в структуре доку­мента для многих текстовых процессоров (хотя имеются и-другие разделы).

Указанные операции включают установку границ абза­цев и абзацных отступов, выравнивание,, а также включение переноса слов.

Установку границ абзацев производят с помощью мар­керов отступов, находящихся на координатной линейке, или соответствующими командами меню.

Выравнивание (выключка). Различают четыре вида го­ризонтального (влево, вправо, по центру, но ширине) и три вида вертикального выравнивания (вверх, вниз, по высоте).





ь._ . .. ... .

)ЩГ \ ) Л I ЛИ IIJ 1 f J а

Форматирование часто применяется по отношению к абзацу.

Вы заметили, что, как только вводимый текст достигнет правой границы, текстовый процессор автоматически переве­дет его на следующую строку. Другими словами, если вводи­мое слово слишком длинное и не помешается на оставшейся строке, текстовый редактор автоматически начинает новую строку. Если вы закончили данный абзац и хотите, чтобы кур­сор переместился в начало следующего, нажмите клавишу ввода Enter. Такое нажатие следует рассматривать как коман­ду, по которой текущий абзац закрывается. Б текстовом про­цессоре Microsoft Word при завершении абзаца клавишей Enter новый абзац наследует стиль предыдущего.

Абзац — фрагмент текста, процесс ввода которого закон­чился нажатием на клавишу ввода Enter.

2.4. Минимальный набор типовых операций

Минимальный набор типовых операций включает опера­ции, производимые над документом в целом, над абзацами документа и над era фрагментами. К операциям, производи­мым с документом, относятся:


Перенос. При выключенном режиме автоматического переноса слово, не поместившееся на строке, полностью пе­реносится на следующую строку. Это не придает элегантно­сти тексту (его правый край остается неровным). Чтобы выровнять текст, используют режим переноса. При ручном варианте переноса пользователь сам определяет место пере­носа, вводя дефис, и жестким переводом каретки (нажатием на клавишу Enter) переходит на следующую строку. Ис­пользование такого режима переноса приводит к необходи­мости удаления дефисов при повторном форматировании текста документа.

При включенном режиме автоматического переноса реа­лизуется мягкий вариант переноса: текстовый процессор сам1 делит слово на слоги и переносит его наилучшим способом.


Информатика


Этот режим не создает никаких трудностей при повторном форматировании.

Операции, производимые над фрагментамитекста

Эти операции включают выделение фрагмента текста, его перемещение, копирование или удаление. Кроме того, выде­ленный фрагмент текста можно напечатать, произвести поиск

и замену символов, применить шрифтовое выделение и ряд других операций.

2.5. Расширенный набор операций

Контекстный поиск и замена

Режим контекстного поиска и замены реализуется по­иском в документе некоторого текстового элемента и заме­ной его на другой, заданный пользователем. Заменяемый и заданный текстовые элементы могут быть различной дли­ны, включать в себя одно слово, группу слов, часть слова, числа и другие знаки. Существует ряд дополнительных ус-ливий для выполнения операции поиска и замены. Укажем некоторые из них:

- одноразовая и глобальная замена. Режим одноразовой
замены прекращает поиск после нахождения первого вхожде­
ния заменяемого элемента. Глобальная замена заменяет все
вхождения заменяемого элемента;

- автоматическая и ручная замена. Режим ручной заме­
ны требует подтверждения пользователя на замену после на­
хождения каждого вхождения заменяемого элемента. Авто­
матический режим такого подтверждения не требует;

- чувствительность и нечувствительность к строчным и
прописным символам. При выборе режима, чувствительного
к строчным и прописным символам, регистр, в котором ото­
бражен заменяемый элемент, имеет значение при его поиске.
Иными словами, если вы, например, задали заменяемый эле­
мент как ibm, текстовый процессор не обратит внимания на
встретившееся ему в тексте слово IBM;

- направление поиска. Обычно команда поиска и заме­
ны реализует поиск, начиная от позиции текста, занимаемой в
настоящее время курсором, и до конца документа. У некото­
рых текстовых процессоров направление поиска можно изме­
нить на обратное. Б ряде текстовых процессоров (например,
Microsoft Word) с помощью специальных символов реализу­
ется язык запросов, дающий возможность осуществлять кон­
текстный поиск по сложным критериям.

Режим проверки правописания и синтаксиса выполня­ется специальными программами (Speller/Checker), которые могут быть автономными либо встроенными в текстовый процессор. Эти программы значительно различаются по сво­им возможностям. Наиболее мощные из них проверяют не только правописание, но и склонение, спряжение, пунктуа­цию и даже стиль. Указанный режим используют для про­верки одного слона, страницы или целого документа. Ука­занное слово сопоставляется с его написанием в словаре и в случае любых несоответствий выдается на экран для редак­тирования. При этом пользователю предлагается следую­щий выбор:

- провести исправление;

- игнорировать ошибку;

- добавить данное слово во вспомогательный словарь.
Многие текстовые редакторы предлагают дополнитель­
ные услуги (например, варианты написания слова), облегчаю-


щие исправление ошибок. Но помните, что возможности про­граммы зависят от полноты словаря. Поэтому постоянно по­полняйте вспомогательный словарь, внося а него слова, от­сутствующие в исходном словаре.

Кроме проверки ошибок пунктуации и н^дачи предло­жений по их устранению, этот режим обсспсчкЕает выявление некоторых ошибок стиля, в частности неправильное исполь­зование заглавных и строчных букв, повторение одного и того же слова несколько раз подряд, отсутствие пробела между словами, отсутствие кавычек и т. л. Все указанные ошибки выявляются на основе сравнения разработанного текста с хра­нящимися в памяти основными правилами. Заметим, что ис­пользуемый в рамках текстового процессора набор таких пра­вил существенно ограничен.

Словарь синонимов

Словарь синонимов поможет избежать повторений и сде­лает ваш стиль изложения более грамотным. Его использова­ние чрезвычайно просто. Наведите курсор на интересующее нас слово и введите команду просмотра словаря синонимов. Текстовый редактор выдаст на экран несколько синонимов. Выберите тот, который вам больше нравится, и он автомати­чески будет перенесен в документ.


6900596217664128.html
6900665070488681.html
    PR.RU™